Михайлова Наталия
Вологжане до нашей эры

Археолог Надежда Недомолкина сделала авторское открытие: люди начали заселять окрестности Вологды еще на рубеже 6-5 тысячелетия до нашей эры.
В окрестностях нашего города обнаружено более 80 древних археологических памятников, относящихся к разным периодам: от неолита до средних веков.
«Самое крупное и самое раннее поселение из всех – это Вёкса, – объясняет Надежда Недомолкина, археолог и ведущий научный сотрудник Вологодского музея-заповедника. – Вёкса – это Вологда периода каменного и железного веков, предшественница нынешнего города. Само слово «Вёкса» с финно-угорского переводится как «река, вытекающая из озера». Действительно, река Вёкса, на которой находится поселение, вытекает из Молотовского озера и впадает в реку Вологду».

Водный крест.
Про Вёксу «Премьер» уже рассказывал в материале «Первобытная Вологда» в номере от 18 ноября 2004 года. С того времени ученые сделали еще целый ряд важных открытий. Так, долгое время считалось, что на территории нынешней Вологды и ее окрестностей люди появились в 4 тысячелетии до нашей эры. «Археологи оперируют географическими понятиями, – объясняет Надежда Геннадьевна. – Территория современного города и та, что вблизи него, относится к бассейну верхней Сухоны. Долгое время эта местность была занята огромным ледниковым озером, вода в котором то спадала, то вновь возвращалась, так что людям было весьма трудно заселить эти земли».
Из-за существования палеоозера долгие годы археологи обходили своим вниманием окрестности Вологды. Обнаружили Вёксу только в XX веке. В 1980 году вологодский археолог Николай Гуслистов вместе со студентами из кружка археологии при пединституте побывал на месте памятника весной – в половодье. Высокий уровень реки не дал провести необходимые исследования. Кстати, и до сих пор поселение ежегодно заливает.
Археолог решил вернуться сюда по низкой воде, но в том же году Николай Гуслистов погиб в археологической экспедиции. Заново памятник открывали ученики Николая Васильевича – те самые студенты, занимавшиеся когда-то в его кружке и ставшие впоследствии археологами. Заинтересовались Вёксой специалисты из других регионов. Например, исследователь-археолог из Йошкар-Олы Валерий Патрушев назвал Вёксу одним из самых крупных поселений на европейском Северо-Востоке.
В ходе работ Вологодской археологической экспедиции под руководством Надежды Недомолкиной оказалось, что первые «вологжане» пришли в окрестности современного города в начале 5 тысячелетия до н.э. Это подтвердили данные углеродного анализа, который был сделан в лабораториях Москвы, Петербурга и Берлина. Возможно, первых жителей привлекло необычайно удобное расположение водных путей в этой местности. Если посмотреть на карту, реки здесь будто бы образуют крест: если начать движение по Сухоне на восток, можно добраться до Северной Двины, по Леже – выйти к Волге, по верхней Сухоне – к Кубенскому озеру, на запад – к реке Шексне. «Жившие здесь племена даже контролировали эти речные пути», – говорит Надежда Недомолкина.

Загадки Вёксы.
Жизнь «на воде» имела и свои недостатки: как и сейчас, в период половодья Вёксу заливало водой, но первые поселенцы нашли выход из положения. Они стали строить жилища на сваях. Кроме того, археологи обнаружили необычные столбовые постройки, не имевшие бытового назначения. «Скорее всего, это сооружения ритуального, обрядового характера, – говорит Надежда Недомолкина.
– У меня есть мнение, что часть исследуемой территории, памятник, который мы называем Вёкса-3, это участок, который был доступен не всем. Он был отведен под какую-то ритуальную деятельность. В этом месте археологи находят участки почвы, пропитанные яркими красками, например, охрой, углем, а также остатки сожженных костей животных.
Какие именно обряды здесь проводились, неизвестно. Зато известно, что эти племена были предшественниками финно-угорского населения, впоследствии жившего на этих территориях. Они не имели письменности и земледелия и занимались преимущественно рыболовством и охотой, собирательством. Некоторые обычаи поселенцев Вёксы не имеют аналогов. К примеру, археологи отыскали странное захоронение: в одной круглой яме уложены кости двух скелетов. Чтобы так сложить их, тела нужно было предварительно расчленить. Причем череп одного из скелетов лежал над костями другого человека. Останки отправили в Санкт-Петербург, где ученые- антропологи установили, что один костяк принадлежал мужчине до 40 лет, а второй – молодой женщине или юноше до 20 лет.
Археологи находят большое количество орудий керамики (скребки, наконечники стрел, топоры и т.д.), а также довольно искусные ювелирные украшения: подвески, бляхи, браслеты из камня, кости, янтаря. Причем оказалось, что янтарные нашивки на одежде полагалось носить мужчинам, а не женщинам. Со временем финно-угорские племена ассимилировались древнерусским населением, выходцами из новгородских и, возможно, ростовских земель.
В течение многих веков население то приходило в Вёксу, то уходило вновь, но люди здесь жили вплоть до XX столетия. Победил Вёксу только процесс, названный в XX веке «вымиранием деревень». «В 80-е годы «сдалась» последняя деревня, названия которой мы так и не знаем, – рассказывает Надежда Геннадьевна.
– Когда мы, студенты, начали изучение памятника, напротив устья Вёксы все еще стояло три заброшенных избы, но люди в них уже не жили. Название этой деревни нам выяснить не удалось. Мы просили через газету откликнуться тех людей, которые что-то знают об этой деревне, но безрезультатно. Эта информация по-прежнему важна для исследователей, и они ждут откликов от современных вологжан, чьи родственники, возможно, жили в исчезнувшей теперь безымянной деревне рядом с археологическим памятником Вёкса.

Источник Михайлова Н. Вологжане до нашей эры : археологи выяснили, что территорию ближайших окрестностей, а, значит, и самого города Вологды люди начали заселять еще на рубеже 6-5 тысячелетия до нашей эры / Н. Михайлова // Премьер : газета. – Вологда, 2010. – 22 - 28 июня. – С. 11.